Вверх

Узнайте больше про Конфликт-менеджмент. 6 этапов управления конфликтом.
14 ноября 2013
rugan2

Конфликт – неотъемлемая часть нашей жизни. Порой конфликты приводят к негативным, и даже летальным исходам. Однако грамотные руководители обращают силу конфликта на развитие своей компании и повышение эффективности работы сотрудников.

В некоторых организациях существует должность конфликт-менеджмента. Однако в большинстве российских компаний эту функцию на себя берет руководитель. Управление конфликтами направлено на устранение причин, которые породили конфликт, коррекцию поведения участников, придание конфликту позитивного направления.
Если рассматривать элементы конфликта, как часть системы (рабочего коллектива), то конфликт может быть разрушительным для этой системы, нейтральным, или позитивным. Позитивное направление конфликта позволяет системе развиваться. Однако без вмешательства извне и грамотного управления, конфликты не приводят к положительнымпоследствиям. Задача конфликт-менеджера перевести деструктивное направление конфликты в конструктивное русло.

Конфликт может развиваться на следующих уровнях:
•внутриличностный;
•межличностный;
•конфликт между личностью и группой;
•межгрупповой конфликт.
Управленец не должен быть вовлечен в конфликт. Он, как сторонний наблюдатель, должен смотреть на конфликт объективно, как бы сверху.

Конфликт развивается в трех стадиях: предконфликт, конфликт, постконфликтная ситуация. Поведение менеджера на каждом этапе должно быть соответствующим. Нужно четко понимать, когда вмешаться, какие методы использовать для анализа ситуации.

ПРЕДКОНФЛИКТ

Зарождение конфликта. Этап характеризуется латентностью противоречий. Потенциальные участники конфликта до конца не осознают причины своего негодования. Второй особенностью этого этапа является повсеместность – неосознанное психологическое напряжение в отношениях людей, которое сказывается на совместной деятельности, проживании, интересах и т.д.

Созревание конфликта. На этом этапе происходит выделение конкретного оппонента, накапливание негативной информации о нем. Создаются группы сторонников и противниковсубъектов конфликта, образуются так называемые группы поддержки. Между оппонентами осознается и усиливается психологическое напряжение, проявляемое в негативных эмоциях, недружелюбных взглядах, отрицательных оценок оппонента.

Инцидент. Как правило, перед ним наблюдается «затишье», оппоненты выжидают. И как быосторожно не вели себя противники, повод находится в любом случае. Им может быть взгляд, слово, критика. Надо понимать, инцидент – это не конфликт. Он является отправной точкой для столкновения. На этом этапе участники конфликта созрели для открытого противостояния.

На предконфликтной стадии конфликт-менеджемент предусматривает прогнозирование конфликтной ситуации. Основными методами являются наблюдениеи анализ ситуации. Вмешиваться еще рано, так как не известно, насколько далеко готовы пойти оппоненты, и к каким последствиям может привестиих противоборство.
Первым шагом на пути к разрешению конфликта может служить создание документа, регламентирующего нормы и процедуры урегулирования конфликта.

КОНФЛИКТ

Столкновение сторон. Оно проявляется на эмоционально-психологическом, физическоми экономическом уровнях. Оппоненты предъявляют требования, претензии, обвинения.Это вызывает стрессы и скандалы, противостояние и конфронтацию. Проявляется третья сторона конфликта, определяется масштаб и границы конфликтной ситуации. Конфликт становится событием для окружающих, за ним наблюдают, о нем говорят, к немувырабатывается определенное отношение.

Развитие конфликта. На этом этапе развития конфликта предмет и объект, базовые ценности, стратегические цели и социальные факты остаются неизменными. В то время как, отношения между субъектами, интерпретация фактов, восприятие оппонента, тактические цели, отношения могут быть изменены. Социальный контекст, принципы взаимодействия, средства борьбы, эмоции и чувства, тип мышления – основные элементы, которые влияютна дальнейший ход развития событий.

Если конфликт-менеджер до этого оставался сторонним наблюдателем, то самое время вмешаться. Пообщайтесь с каждым субъектом конфликта, выясните реальные причины недовольства, его отношение к предмету конфликта, отношениек оппоненту. Обратите внимание на микро- и макро- среду, в которой развивается конфликт, так как группы поддержки оказывают большое влияние.
Ранее я говорил, о том, что конфликт может развиваться в трех направлениях.Для того, чтобы оппоненты выбрали позитивное направление развития системы вследствие конфликта, необходимо поменять отношение сторон к предметуконфликта.
Предложите противникам взаимовыгодные условия, сделайте акцент на интересах, а не на позициях субъектов конфликта.

ПОСТКОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ

Если говорить коротко, то последствий конфликта может быть 3: выигрыш-выигрыш,выигрыш-проигрыш, проигрыш-выигрыш.

На этом этапе важно провести анализ конфликтной ситуации, обратить вниманиена ошибки, которые допустили противники и Вы. Очень важно минимизировать негативные последствия конфликта, то есть нивелировать негативное отношение противников друг к другу.

И мой Вам совет, не уходите от конфликтов! Пока не устранена сама причина, конфликт будет назревать постоянно и со временем произойдет «взрыв», который разрушит коллектив.

Сайт создан студией Zoupe.ru

Количество мест ограничено возможностями зала.
Получите билет сейчас.

Вы


Как вас зовут?

Ваш номер телефона

Ваш электронный адрес

Реквизиты