Вверх

«Too big to fail», или в чем ошиблись компании в ситуации кризиса?
27 марта 2015
worl-financial-crisis
Какие составляющие бизнеса наиболее уязвимы в нынешней экономической ситуации? На что стоит обратить внимание в построении антикризисной стратегии? Кто такие антикризисные менеджеры и зачем они нужны Вашей компании?

До недавнего времени считалось, что антикризисный менеджмент и в целом профессия кризис-менеджера не так популярна в России, как, скажем, в тех же США. Но действительность диктует свои правила: уже не только крупные корпорации обеспокоены своим положением на рынке, но и средний, и даже малый бизнес, - кризис сказывается на всех.

Какие составляющие бизнеса наиболее уязвимы в нынешней экономической ситуации? На что стоит обратить внимание в построении антикризисной стратегии? Кто такие антикризисные менеджеры и зачем они нужны Вашей компании?
«Кризис является проблемой только для тех, кто пасует перед трудностями, поддается панике и воспринимает временные затруднения как катастрофу. Кризис всегда открывает новые возможности. Поэтому эффективные предприниматели продолжают развиваться и зарабатывать даже в период экономического спада», - уверен признанный эксперт в области менеджмента Джон Вон Эйкен. И ведь действительно, в нашей стране такие понятия как «агрессивный или партизанский маркетинг», ставшие неким правилом, послужили основой подготовки бизнеса к кризисным ситуациям. Ведь в условиях жесткой конкуренции помимо того, чтобы заботиться об уникальности и ценности товара или услуги и о привлечении клиентов, приходится строить стратегии «выживания» в конкурентной среде. Да, безусловно, так можно говорить о любой компании в любой рыночной и экономической ситуации, но та самая «уникальность» российского рынка, о которой мы так часто слышим, послужила подготовкой к кризисным изменениям в стране.
Существует два метода управления предприятием в кризисной ситуации: традиционный и оборонительный. В традиционном антикризисном управлении проблемные ситуации лишь предполагаются, соответственно, нет аналитики, статистики и конкретных стратегий применительно к предполагаемым ситуациям; это больше внутренний кризис-менеджмент и исправление ошибок управления. Если говорить об оборонительном менеджменте, то здесь агрессия со стороны конкурентов не предполагается, а ожидается, и часто в прогнозируемое время. В оборонительном кризис-управлении стратегия защиты от агрессии направлена на внешние факторы, а также на предвидение и фактическое прогнозирование реальных проблем. В нашем случае, если ни первый, ни второй метод не были использованы перед наступлением кризисной ситуации, то уже не стоит к ним прибегать и терять время. Возможно использование некой комбинации этих двух методов применительно к конкретной ситуации.
Продолжительность кризиса рассчитать невозможно, но, несомненно одно: масштаб и многосторонность позволяют ему затронуть практически все сферы деятельности и каждого из нас по отдельности. Это говорит о том, что, возможно, самый простой метод – экономия ресурсов и повышение качества деятельности – может оказаться самым действенным. Безусловно, путем аналитических исследований, сопоставления фактов и статистик можно выяснить более-менее точный период кризиса, но ведь не каждая организация и не каждый из нас индивидуально для себя может позволить подобное.

Стоит отметить, что универсальной формулы или конкретных шагов по преодолению кризисного влияния на организацию не существует. Каждый отдельный случай или, скажем, каждую отдельную отрасль необходимо рассматривать отдельно.
Вполне очевиден в последнее время интерес к профессии антикризисного менеджера (или кризис-менеджера). Известные ресурсы составляют рейтинги лучших в своем деле кризисных управленцев, которые на данный момент стали самыми востребованными специалистами в области менеджмента. Чем может быть полезен компании антикризисный управленец?
Данный специалист – это профессионал высочайшего класса, стратег, умеющий провести анализ бизнеса, выявить слабые и сильные стороны и разработать ряд мероприятий для выхода из проблемной ситуации с минимальными потерями. Но мало просто преодолеть кризис, необходимо построить последующие шаги развития бизнес-коммуникаций для успешного функционирования и развития. Это специалист, способный работать в стрессовой, напряженной, конфликтной ситуации, как внутри компании, так и с внешними факторами, оказывающими на нее негативное влияние. Изначально, до «кризисных времен», риск-менеджмент в компаниях имел лишь формальный характер, и именно на практике, когда те самые времена наступили, выяснилось, кто действительно уделил внимание антикризисной подготовленности. Антикризисный управленец должен занимать штатное положение в компании для эффективного выполнения своей деятельности. Ведь ему необходимо понимать все бизнес-процессы, учитывать прошлый опыт для точного прогнозирования развития в будущем и видения всех сторон проблемы. При понимании роли кризисного управленца в компании практически гарантирована защищенность от рисков. Риск-менеджер должен уметь отделять осмысленно принимаемые риски и сопутствующие риски, требующие минимизации либо хеджирования; часто последние являются скрытыми и неочевидными. Необходимо убедиться в понимании бизнес-моделей партнеров, заемщиков, контрагентов и др.
Наглядные примеры: история Бернарда Медоффа, крупнейшей финансовой пирамиды в размере 50 млрд долл., от которой пострадали практически все самые авторитетные финансовые институты, известные бизнесмены и политики. Фальсификация финансовой отчетности индийской компании Satyam, одного из крупнейших разработчиков программного обеспечения, реальный бизнес которой велся в объемах, несопоставимо меньших, чем было заявлено. Эти примеры свидетельствуют о легкомыслии и безответственности, с которой многие участники рынка подходили к ключевым вопросам оценки рисков, как собственных, так и клиентских.
Как кризис отразился на Вашей компании?

Сайт создан студией Zoupe.ru

Количество мест ограничено возможностями зала.
Получите билет сейчас.

Вы


Как вас зовут?

Ваш номер телефона

Ваш электронный адрес

Реквизиты