Вверх

Корпоративный рай и ад: угадай свою организационную культуру по фильму
09 июля 2015
Я из таких людей, кто получает удовольствие от своей работы. Поэтому даже когда отвлекаюсь от дел, смотрю фильмы, например, всё равно помечаю интересные с профессиональной точки зрения детали.
Сегодня я приведу примеры фильмов, наглядно (порой несколько утрировано) демонстрирующих типы корпоративной культуры.

Скажу сразу: данная статья носит скорее развлекательный характер, нежели образовательный. Но даже крутым профессионалам периодически необходимо отвлекаться от дел.
Но в начале о серьезном. Каждому управленцу известно понятие «корпоративная культура», но не каждый уделяет ей особое внимание. А зря.
Как правило, под организационной культурой (далее «ОК») понимают в основном ценности и нормы, разделяемые большинством членов организации, а также их внешние проявления. Исходя из этого, к ее элементам относятся:
 Поведенческие стереотипы;
 Групповые нормы;
 Провозглашаемые ценности;
 Философия организации;
 «Правила игры»;
 Организационный климат;
 Существующий практический опыт;
Наиболее простой и распространенной классификацией ОК является ее деление на рыночную, адхократическую, бюрократическую и клановую.

org-jpg-pagespeed-ce-mlfgktmznp

Такое сложное, комплексное явление может и, на мой взгляд, должно быть анализировано не только в своей компании, но и в других. Прекрасную возможность для изучения ОК представляют художественные фильмы с подходящей тематикой.
Я постарался описать ОК и «извлечь урок» из таких фильмов как: «Непокоренный», «Среди акул», «Дьявол носит Прада» и «Человек, который изменил всё». Стоит отметить, что данные фильмы при всей их непохожести можно разделить попарно, исходя из сходства основной мысли и продвигаемой идеи:
• «Среди акул» — «Дьявол носит Прада»
• «Непокоренный» — «Человек, который изменил всё».
Можно заметить, что даже названия этих фильмов несут похожее настроение.

Итак.
Пожалуй, стоит начать с картины признанного актера и режиссера Клинта Иствуда «Непокоренный», которая, кстати, в 2010 году была удостоена Премии Святого Христофора, присуждаемой за кинематографические и литературные произведения, несущие идеи гуманизма и отражающие высоты человеческого духа.

man

Оригинальность сюжета фильма продиктована его жанровой принадлежностью – биография, история, спорт, драма. Этот фильм о легендарном президенте ЮАР – Нельсоне Мандела. В контексте моей статьи предыстория его становления президентом, история апартеида в ЮАР отходит на второй план, хотя, несомненно, заслуживает отклика в душе и качественной рецензии. Но здесь я, прежде всего, хочу рассказать о Нельсоне  Мандела как о лидере, о его стиле руководства и ценностях, на которых он выстраивал свою политику.
После выборов его первоочередной задачей стало примирение различных народов страны и превращение их в единую нацию. Если перенести это на уровень организации, то в качестве его цели можно обозначить формирование хорошей организационной культуры.
В качестве средства достижения этой цели он выбрал южноафриканскую команду по регби «Спрингбокс»,  которая многие годы являлась одним из символов апартеида. Мандела дал ей задание выиграть Кубок мира, который пройдет в ЮАР через год, выбрав проводником своей политики капитана команды Франсуа Пиенаара.
Анализируя действия президента, стоит отметить некоторые особенности его характера и стиля лидерства (для большей наглядности приведу конкретные фразы персонажей):
 Наблюдательность (охранник: «Он всё видит»)
 Искренность, открытость, приветливость («Улыбайтесь (охранникам)», «…узнать врага прежде чем победить его. Мы победили, теперь они нам больше не враги», «Я не могу говорить с ними, прячась за вооруженных людей» )
 Решительность, прямота («Мы должны покончить с неприязнью, или она покончит с нами»,«Теперь мы смотрим в будущее»)
 Четкое видение («Не время предаваться мелочной мести, мы должны построить великую нацию», «Мы должны заслужить уважение всего мира»)
 Наивысший уровень личной ответственности и дисциплинированность («Люди неправы, и я, как избранный ими лидер, должен им это объяснить», «[Вы должны]: …делать свою работу на пределе своих возможностей и с открытым сердцем. Я обещаю делать также»)
 Работоспособность и целеустремленность («Может поработаем, пока идет игра?», «Тот, кто боится неприятностей не достоин быть лидером»)
В качестве основополагающих ценностей для нации он продвигал «милосердие, сдержанность и великодушие». «Радужная нация начинается здесь. Примирение начинается здесь» —фраза, сказанная охраннику, возмущенному необходимостью работать с «белыми» подтверждает его намерения. «Нам нужно научиться прощать. Прощение освобождает душу.Это очень мощное оружие» — действительно, он выбрал самую подходящую для образовавшейся ситуации в стране политику.
Интересен тот факт, что он стремился уделять внимание меньшинству «которое занимает посты в полиции.. и во всех сферах управления», как настоящий менеджер акцентирует внимание на ключевых сотрудниках.
В целом, деятельность Манделы  характеризуется большой мудростью и человеколюбием.Насаждаемую им «организационную культуру» можно описать как стремящуюся к клановому типу – объединение людей, создание большой семьи, достижение согласия. Адхократическая  ОК также получила некоторую степень выраженность в части поощрения свободы и готовности к личным жертвам и риску.
В заключении разговора об этом фильме нельзя не упомянуть стихотворение У.Э. Хенли «Непокоренный», которое читает Мандела:
«Из под покрова тьмы ночной,
Из чёрной ямы страшных мук
Благодарю я всех богов
За мой непокорённый дух.
Я, попав в тиски беды,
Не дрогнул и не застонал,
И под ударами судьбы
Я ранен был, но не упал.

Тропа лежит средь зла и слёз,
Дальнейший путь не ясен, пусть,
Но всё же трудностей и бед
Я, как и прежде, не боюсь.

Не важно, что врата узки,
Меня опасность не страшит.
Я — властелин своей судьбы,
Я — капитан своей души.»

Это произведение как нельзя лучше характеризует Нельсона Манделу и его национальную идею. Это стихотворение о «человеке, который творил историю, который выбрал надежду, а не страх».

Далее я хочу поделиться впечатлениями и уроками, которые я извлек из фильма «Человек, который изменил всё». Это еще одна потрясающая биографическая драма. Фильм снят по книге Майкла М. Льюиса о бейсбольной команде «Окленд Атлетикс» и её генеральном менеджере Билли Бине. Уникальность данного фильма в том, что он не столько о победе в спортивном турнире, сколько об идее найти свой путь, отличный от других, в непростых обстоятельствах. Ведь, упор сделан на том, что «Окленд» достиг успеха (пусть и не победу в Мировой Серии) новой идеологией, которая стала новацией.

chel

Это фильм о вечной борьбе человека с системой, о целеустремленности, о преодолении страха, об оправданности риска. Да, именно о таких «вечных» вещах, которые никогда не перестанут быть актуальными. Мне очень импонирует метод главного героя.Он не жалуется на обстоятельства, не пытается «бороться с системой», он не разводит руками, говоря, что деньги решают всё. Он просто меняет правила игры, тем самым меняя систему, несмотря на то, что все обстоятельства против него. В начале фильма легко обнаружить ярко выраженную бюрократическую ОК в сочетании с рыночной – беспрекословное следование устоявшимся правилам анализа и подбора игроков, управление, направленное на обеспечение долгосрочной предсказуемости, формализованность, официальная политика, ориентация на успех, репутацию и достижения. Главный герой видит необходимость в уклоне в адхократическую ОК – необходимы новаторство, личная инициатива и готовность рисковать. Клановая ОК практически не затронута в фильме: Бин не общается с игроками «по душам» — дело превыше всего. Работа Билли Бина – яркий пример коучинга и борьбы с неосознанной некомпетентностью тренеров и менеджеров.
Так кто же он, человек, который изменил все? Что он изменил? Ответ такой — он дал возможность людям побороть свои страхи. Он собрал команду «Дефектов» и смог раскрыть их. Игрок с травмой плеча боится отбивать мяч. Игрок с лишним весом боится далеко бежать. Они сумели побороть это. Люди, так отчаянно сопротивлявшиеся изменениям, потерпели крах.

Теперь самое время перейти к картинам, показывающим совершенно иной стиль лидерства – жесткий, требовательный, одержимый желанием победить, во что бы то ни стало.
Итак, «Среди акул». Признаюсь честно, фильм оставил неприятные впечатления. И дело вовсе не в некачественной озвучке. Не понравилась, прежде всего, ярко выраженная полярность – на каждого персонажа как бы уже изначально был повешен ярлык: «плохой», «хороший», «пока еще не определился». Утрированная корпоративная культура, где каждый живет по своим правилам, где в почете холуйство, лицемерие, унижение ближнего и карьеризм абсолютно не вызывает у меня симпатии.

sr

Конечно же, в фильме очень тщательно воссоздан образ наглого, вечно всем недовольного босса, пристающего по пустякам к своему помощнику, причем по старой дедовской причине — «как делали со мной, так делаю и я». Его речь, его интонации в голосе, вечная спешка,а оттого получающиеся скороговоркой предложения, стремление к выгоде, успеху, выражение лица — всё выдает поджаренного на жестоком опыте «спеца». Однако нельзя не отметить, что в конце фильма он всё же сумел достучаться до своего молодого помощника, заставить его задуматься о том, что же он на самом деле хочет.
«Я тоже был молод, я чувствовал то же, что и ты. Ненавидел власть, ненавидел своих боссов, думал, что все они сплошное дерьмо. Но, как говорится, если ты не бунтарь в двадцать лет, значит у тебя нет сердца, но если ты не образумился к тридцати — у тебя нет мозгов. Потому что в жизни нет места книжным романам и сказочным финалам. Поэтому, прежде чем побежишь менять мир, спроси себя, чего ты на самом деле хочешь?»
Выбор Гая, конечно, был очевиден.

Более реалистичным и приятным, на мой взгляд, примером подобного стиля управления я считаю фильм «Дьявол носит Прада». Это фильм о том, как играть по правилам, придуманным не тобой, соответствовать традициям, ожиданиям и ценностям, которые не входят в твою личную «систему координат».

dja

Редакция «Подиума» является апофеозом корпоративного ада. В первый же день главной героине (Энди Сакс) говорят: «Нам нужен человек, который здесь выживет». В компанииабсолютно не уделяется внимание проблеме адаптации новичков.
Глава компании, Миранда Пристли, напоминает мне таких управленцев как Линда Вачнер – жестких, требующих от каждого сотрудника выкладываться на все 100% и больше,насмешливых, но, тем не менее, настоящих экспертов. Ее уважение нужно заслужить, ононе дается «априори».
Фильм начинается с того, что из-за «некомпетентности» своей старшей помощницыв проблеме подбора младшей, Миранде приходится провести самостоятельно собеседованиес кандидатом (Энди Сакс). В свою очередь, для Энди эта позиция вовсе не представляетсяработой мечты, но она верит в то, что после работы у Миранды ее возьмут в любую редакцию, где она сможет писать на темы, которые ее действительно интересуют.
Организационную культуру в «Подиуме» отличает враждебность к новичками некомпетентным людям. «Надеюсь, ты понимаешь, что это очень сложная работа, и ты длянее совершенно не годишься» — именно с такой фразы начинается взаимодействие Эндисо старшей помощницей Миранды (Эмили). Позже она её учит: «Не вздумай задавать Миранде вопросов!». Здесь не терпят незнания, а желания босса нужно угадывать на интуитивномуровне.
В фильме очень остро встает вопрос о взаимодействии личных ценностей человекаи ценностей, характерных для компании. Эндриа искренне не понимает «помешанность» сотрудников на моде: «Неужели для того, чтобы отвечать на звонки и подавать кофе необходимо вечернее платье?». Свое несоответствие принятым в компании стандартам она оправдывает так: «Я не собираюсь всю жизнь работать в журнале мод. Так что не вижусмысла менять свой облик только потому, что работаю здесь.»
Со временем, непрерывно работая в ситуации стресса и цейтнота, Энди понимает, чтоее совершенно не ценят, ее усилий никто не замечает. Не выполнив объективно нереальную задачу Миранды, она получает безжалостный ответ: «Я всегда брала одинаковых девушек – стройных, боготворящих этот журнал. Но часто им не хватало…ума и собранности. А тут вы,с таким хорошим резюме и громкими словами о серьезном отношении к работе…И я подумала: «почему бы и нет?». Я сказала себе: «Попробуй. Доверься толстой, умной девушке». В итоге вы разочаровали меня сильнее, чем любая из этих глупых девочек».
Раздавленная, Энди идет за советом к заму Миранды. Его реакция, учитывая культуру компании, была вполне предсказуемой: «Это меня не касается. … Увольтесь, и я найдудругую девушку за 5 минут. Ту, которая хочет РАБОТАТЬ. … Энди, ну серьезно: выне стараетесь, вы ноете. Очнитесь, она (Миранда) просто делает свою работу (в ответна жалобы о недооцененности). … За эту должность многие отдали бы всё на свете, а выдо нее снизошли, и недоумеваете почему она не целует вас в лобик и не выдает золотую звездочку под конец дня. Опомнитесь, детка».
После этого на Энди Сакс будто бы нашло озарение и она начала свое преображение.Как только она стала соответствовать нормам корпоративной культуры «Подиума», изменилось отношение коллег, появилась уверенность в себе, и даже Миранда вроде быстала лояльней.
Но у медали, как известно, две стороны. С принятием в коллективе появилось непониманиесо стороны друзей и даже посторонних, ведь у них остались прежние ценности: «Похоже,кое-кто обратился в новую веру» (друзья); Диалог с новым знакомым:
«-Сейчас я работаю ассистентом у Миранды Пристли
— Серьёзно? Мне очень жаль. Миранда губит всё живое.
— Простите?
— Похоже, вы славная, умная. Вам нельзя там работать.
— Пожалуй, я пойду…
— Ладно, приятно было познакомиться… с «девушкой от Миранды».»
Пройдя долгий путь, Эндриа становится лучшей ассистенткой, ненамеренно оттеняя Эмили (старший ассистент). В долгожданную поездку в Париж «для лучших сотрудников» именноее берет Миранда. Со временем она открывается Энди: «Я вижу, что вы во многом похожина меня. Вы мыслите, выходя за рамки предложенного, и можете самостоятельно принимать решения».
Однако наступает момент, когда Энди вспоминает о своих былых принципах и не можетповерить в то, насколько далеко от них отошла. Она задается вопросом «А что, если это не, чего я хочу?»; «Я повернулась спиной к друзьям, родным и отступилась от всего, во чтоверила». Для нее наступает момент морального выбора. Она уходит от Миранды.
При устройстве на новое рабочее место об Энди запросили рекомендацию от Миранды.Она содержала такие слова: «Из всех ассистенток она преподнесла мне самое большое разочарование и если вы ее не возьмете, то вы — идиот». Энди покорила корпоративного сатану.
По включенным мною диалогам и репликам можно сформировать представление об ОК в«Подиуме» — практически чисто рыночный тип. Главная задача – выполнение поставленной властным, суровым лидером задачи. Жесткая конкуренция, ориентация на результат – ключевые характеристики культуры «от Миранды».

На мой взгляд, подходящая корпоративная культура – один из ключевых источников силыи руководства компании. Попробуйте взглянуть на корпоративную культуру в вашей компаниисо стороны. Возможно, вы узнаете ее элементы при просмотре этих фильмов. Всем удачного и продуктивного времяпрепровождения!;)

Сайт создан студией Zoupe.ru

Количество мест ограничено возможностями зала.
Получите билет сейчас.

Вы


Как вас зовут?

Ваш номер телефона

Ваш электронный адрес

Реквизиты