Вверх

GR-менеджмент в России
22 апреля 2014
2013-12-20-1378

В книге Б. Шеффера «Путь к финансовой независимости» есть интересное выражение: «Технологии Вам отчасти помогли, но когдаВы сравниваете свои достижения с достижениями других, более удачливых людей, то Вам может показаться, что они достигают своих целей с меньшими усилиями, потому что у них есть влиятельные друзья, с помощью которых открываются многие двери». О том, как завести дружбу с влиятельными людьми и о многом другом читайте в статье.

Что такое GR- менеджмента?

GR — это выстраивание и налаживание взаимоотношений с государственными органами власти, в частности с правительством, региональными и местными органами власти. Однойиз составных частей GR является – лоббирование, которое часто путают с джиаром. Однако,лоббирование — это инструмент для достижения определенной цели, в то время какgr-менеджмент — это одно из направлений стратегического и тактического менеджмента компании.

GR — аббревиатура английского словосочетания Government Relations, что в дословномпереводе означает «отношения с властными структурами». На Западе джиар-деятельность распространена довольно давно. А в России gr-специалисты стали появляться только в 90-х годах прошлого столетия. Однако GR до сих пор не получил широкого распространения, т.к. официально специальности джиар-менеджера в образовательных стандартах нет. Равно как нет принятого закона о правомерности gr-деятельности. В настоящий момент существуют несколько проектов Федерального Закона РФ «О регулировании лоббистской деятельностив органах государственной власти», но, ни один из них не утвержден. Многие специалисты говорят, что принятие подобного закона может решить некоторые проблемы современного бизнеса, поскольку в любом случае лоббирование существует, но носит теневой характер, следовательно, не поддается никакому контролю (кроме Закона РФ «О противодействии коррупции»).

Когда следует задуматься о создании в штате позиции gr-менеджера?

Необходимость в создании позиции gr-менеджера появляется, когда деятельность компании начинает зависеть от решений, принимаемых в органах власти. Понять, насколько компании необходимо gr-подразделение, можно, ответив на следующие вопросы:
1. Отношение органов власти к деятельности компании имеет значение для существованияи развития бизнеса?
2. Насколько успех деятельности компании зависит от позиции представителей власти?
3. Возникают ли у компании проблемы с органами власти? Как они решаются?
4. Как формируется отношение государственных чиновников к Вашей компании?
5. Как часто и насколько эффективно компания контактирует с органами власти?
6. Влияет ли на деловую репутацию наличие связей в органах государственной власти?
7. Есть ли у Вашей компании gr-потребности? (Например, для успешной деятельности необходимо позитивное отношение властей к плану развития компании — выход на новыйрынок, создание нового продукта). Составьте список потребностей.
8. Контакты с какими представителями и органами власти существенны для деятельности компании (префектура, мэрия, Городская Дума, администрация губернатора и т.д.)?
9. Какими Вы хотите видеть отношения с представителями власти:
- знать о готовящихся проектах;
- влиять на принятие решений;
- участвовать в развитии законодательства, затрагивающего экономический сектор и т.д.?
10. С членами каких ведомств (депутаты, чиновники, члены общественных организаций) Вы хотите наладить контакты?
11. Есть у компании ресурсы для лоббирования интересов?
12. Какими компетенциями должен обладать gr-менеджер?

Компетенции gr-менеджера

Специалист по связям с представителями власти должен обладать определенным набором компетенций:
- знание устройства системы власти, возможности и ограничения отдельных органов власти, процедуры принятия решений, обработки заявлений;
- навыки общения с представителями власти, которые могут быть приобретения во времяучастия в общественных комитетах, рабочих группах, государственных проектах и т.д.;
- наличие персональных связей с государственными чиновниками;
- умение вести деловую беседу с представителями власти;
- знание документооборота органов власти;
- знание технологий PR (работа с масс-медиа, ивент и т.д.);
- политическая компетентность;
- коммуникативная компетентность;
- знание и понимание сферы деятельности, в которой работает компания.

Чаще всего, на должность gr-менеджера нанимают юриста или политика, имеющего опыт работы в правительстве. У такого человека уже, как правило, есть необходимые контакты,он знает работу государственных ведомств изнутри.

В крупных трансконтинентальных корпорациях за каждое направление деятельности отвечает отдельных сотрудник. Так, в «Газпроме» в департамент по работе с органами власти входит около 50 человек, в ОАО «РЖД» — 33 человека, в «ЛУКойле» — 20 человек.

3 направления GR-менеджмента

Работа джиар-подразделений ведется по трем направлениям: мониторинг, донесение информации, влияние и корректировка позиций органов власти.

Мониторинг – эта одно из основных направлений работы gr-менеджера. Он позволяеткомпании выделить и систематизировать всех чиновников, которые, так или иначе, принимают решения важные для компании.
Можно составить карту/схему всех влиятельных чиновников, начиная с АдминистрацииПрезидента и заканчивая региональной и муниципальной властью. Таких чиновников наберется не более 80-ти. Задача джиар-менеджера – наладить хорошие взаимоотношенияс этими людьми, что позволит компании отслеживать потенциальные угрозы деятельности государственных органов с возможностью в дальнейшем корректировать нежелательные решения.
Составление карты государственных стейкхолдеров на первоначальном этапе занимает довольно много времени, поскольку на сайтах ведомств публикуется мало информации, онане дает четкого представления о том, какую сферу бизнеса курирует тот или иной чиновник.Для сбора подробной информации требует от менеджера активной деятельности и работынепосредственно с органами власти, так как опосредованно собрать информацию невозможно. Кстати, есть справочники, где есть нужная Вам информация, является документом ограниченного распространения, с грифом ДСП.
Мониторинг «настроений» и инициатив чиновников необходимо отслеживать постоянно. Например, если готовящееся политическое решение негативно отразится на деятельностикомпании, следует предпринять комплекс специальных мер, направленныхна предотвращение этих угроз: затягивание принятие политических решений, нейтрализация тех, кто лоббирует проблемное политическое решение. Если же готовящееся политическое решение несет потенциальные экономические, имиджевые и прочие возможности для компании, то следует ускорить процесс принятия данного решения, например, проведением экспертизы, помощью в устранении межведомственных разногласий и т.д.

Следующее направление работы джиар-специалиста — донесение информации о позициикомпании относительно разрабатываемого в правительстве проекта. Как ни странно,чиновники заинтересованы в том, чтобы получить мнение представителей заинтересованных компаний, так как это экспертное мнение, хоть и субъективное. Кстати, мнение компаний при принятии решений в правительстве используется при подготовке ведомственных заключений.
Если готовящееся решение выгодно для компании, например, сулит снижение налогообложения, уменьшение ставок таможенных пошлин, его принятие надо ускорить, подготовив и предоставив своим сторонникам в органах власти необходимые экспертные документы, специально подобранные примеры из международного опыта. Для того чтобы ускорить принятие решения, джиар-специалист так же может привлечь к изучению темы общественные организации, инициировать в СМИ и интернете кампанию в поддержкурешения.
Если же готовящееся решение невыгодно компании, например, ведет к дополнительнымадминистративным издержкам, ужесточению отраслевых нормативных требований, менеджер GR-подразделения должен воспрепятствовать его принятию, для чего также нужно снабдить сторонников необходимыми экспертными документами и примерами из международнойпрактики. В своей экспертной оценке необходимо ссылаться на факты, доказывающие, что решения нанесет вред всей отрасли, или ведет к снижению налоговых сборов, уровня жизни населения и т.д.

Третье направление – влияние и корректировка решений государственных чиновников. Пожалуй, это направление требует наибольших усилий от специалиста по связям с органамивласти. Тем не менее, процесс принятие решений занимает длительный период, именно поэтому, у джиар-специалиста есть время вклиниться в этот процесс и спровоцироватьопределенные разногласия между наиболее влиятельными чиновниками, что может,в конечном счете, сказаться на принятом решении.

Инструменты gr-менеджера

Методов воздействия на органы власти достаточно много. Рассмотрим самые распространенные:
1) письменные обращения;
2) выступления в СМИ — привлечение к проблеме общественность, формирование общественного мнения;
3) финансовая поддержка общественных, деловых и политических организаций;
4) вступление в состав общественных комиссий и комитетов органов власти;
5) составление и продвижение законопроектов;
6) проведение социологических опросов, публикация результатов;
7) продвижение на государственные должности лояльных лиц.

Эффективность и адекватность применения того или иного метода зависитот профессионализма gr-специалиста.

GR-менеджмент в действии

Чтобы наглядно показать, как работает GR на практике, предлагаю вспомнить одну из самыхуспешных gr-кампаний в России, организованную общественными организациямии Минздравом, которые почти 8 лет назад начали лоббировать Закон «Об ограничении потребления табака.

В России табачная отрасль представлена на 80% иностранными производителями.Они проходят жесткий контроль в российских лабораториях, а так же проверяются международными аудиторскими компаниями. И все, потребление табака никакне ограничивалось вплоть до 2006 года, когда два американских миллиардера, Билл Гейтси Майкл Блумберг, пожертвовали 500 млн. долл. на борьбу с курением в разных регионах мира, в частности на финансирование антитабачных кампаний в быстроразвивающихсястранах: России, Китае и Индии.

Финансирование противников курения в России могло нанести серьезный ущерб табачным компаниям, а так же тем, кто их поддерживал — Минсельхоз и Минфин. Минсельхоз за счеттабачного бизнеса развивает сельское хозяйство в России, а Минфин пополняет бюджет государства. Им противостояло Минздравсоцразвития, выступающее за радикальныеантитабачные меры.

Министерство здравоохранения и общественные организации на деньги, полученныеот американских миллиардеров, провели масштабную gr-кампанию, результатом которой стала масштабная акция 19 ноября 2009 года, в Международный день отказа от курения —«Брось курить сегодня». В рамках кампании «Брось курить сегодня», размещалась наружная реклама пропагандистского характера на улицах и в метро, а на телевидении транслировался ролик следующего содержания: «Легкие курильщика подобны губке, полной канцерогенных смол». И в ролике, и в наружной рекламе, использовался довольно жесткий информационныйпосыл — из губки-легкого выжималась черная смола, накопившаяся за год в легкихкурильщика.

7 сентября 2010 года в Правительство Российской Федерации Общероссийской общественной организацией «Лига здоровья нации» были переданы 1 000 000 подписей россиян в поддержкумер по борьбе с курением. Сбор подписей был организован в рамках реализации национального общественного проекта «Россия без табака». Подписи были переданы Правительству в поддержку Национальной стратегии по борьбе против табака, которая сейчас находится на рассмотрении. Передача подписей сопровождалось официальным обращениемк Председателю Правительства Российской Федерации, Владимиру Владимировичу Путину. Обращение подписали заместитель председателя комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Марков, председатель комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова, член координационного совета по борьбе против табака РФ и другие.

Так же была принята Национальная стратегия по борьбе против табака на 2009–2013 гг; была разработана новая редакция закона «Об ограничении потребления табака», внесение поправок в закон «О рекламе» с ограничениями рекламы табачной продукции.

Была проведена масштабная антитабачная кампания на ТВ и улицах страны. Так, на ТВ в2009 году, по данным TNS Russia, антитабачная реклама размещалась тольков октябре-декабре. Ролики на эту тематику набрали за эти месяцы 1,83 тыс. GRP (условнаяединица; отражает количество зрителей, увидевших ролик) в целевой аудитории старше18 лет. В этом году антитабачной рекламы стало больше: за январь-сентябрь ее объемсоставил уже 2,13 тыс. GRP. Растет и антитабачная наружная реклама: по данным«ЭСПАР-Аналитик», всего в России в 2008 году было зафиксировано 333 поверхности, в 2009-м — 412, а за первые девять месяцев 2010 года — почти 1,36 тыс.

Помимо прочего, антилоббистами был организован и проведен форум по теме «Здоровье или табак». На данном форуме антилоббисты выступили с предложение внести поправки в УК РФс целью введения уголовного преследования за продажу сигарет несовершеннолетним. Такжена данном форуме антилоббисты нашли поддержку в лице государственных деятелей, среди которых были такие люди, как Председатель Государственной Думы Борис Грызлов, первыйвице-спикер Олег Морозов, вице-президент общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации» Николай Кононов и т.д. Эти люди при помощи СМИ (интервью, публикации статей, новости и т.д.) оказывали всестороннюю поддержку антилоббистам.

Итак…

Помните главное правило всех джиарщиков: приходя к властям, решайте не свои проблемы, а их!

Сайт создан студией Zoupe.ru

Количество мест ограничено возможностями зала.
Получите билет сейчас.

Вы


Как вас зовут?

Ваш номер телефона

Ваш электронный адрес

Реквизиты